Полезная информация для туристов

Если вы опоздали на рейс

Для регистрации необходимо предъявить авиабилет и загранпаспорт (паспорт Российской Федерации на внутренних рейсах) сотруднику авиакомпании, который оформит ваш багаж и выдаст посадочный талон, в котором будут указаны место, время посадки в самолёт и номер выхода на посадку.

В различных аэропортах для регистрации отводится различное количество времени. Например, в аэропорту Шереметьево регистрация на внутренние рейсы начинается за 2 часа и прекращается за 30 минут до вылета, регистрация же на международные рейсы начинается за 2 часа 30 минут и заканчивается за 40 минут до вылета.

А в лондонском Хитроу регистрация на дальние рейсы начинается за 3 часа до вылета, на европейские рейсы - за 2 часа, а на внутренние и в Ирландию - за час, и заканчивается обычно за 45-10 минут до вылета (в зависимости от рейса). Чтобы не опоздать, уточните сроки регистрации при оформлении авиабилета.

Если вы не пройдёте регистрацию вовремя, то авиакомпания имеет полное право распорядиться вашим местом по своему усмотрению. Что она может с ним сделать? Например, отдать другому пассажиру, которому нужно срочно вылететь. Если вы опоздали совсем чуть-чуть, авиакомпания попытается забронировать вам место на следующий рейс за небольшую (если повезёт) доплату.

Если же вы пришли всего за пару минут до вылета, когда посадка уже давно окончена и самолёт готовится к взлёту, то вы, разумеется, можете попросить авиакомпанию выплатить вам компенсацию, но в международных правилах перевозки значится, что «в случае грубого нарушения правил регистрации авиакомпания не обязана возмещать пассажиру стоимость билета».

Если Вам всё-таки выплатят компенсацию, то будьте готовы к тому, что к ней добавят расходы на аннулирование билета. Но лучше всего в таких случаях попытаться попросить сотрудника авиакомпании переписать или заменить ваш билет, хотя без значительных трат вам тут не обойтись.

Если Ваш билет был в оба конца, то при его аннулировании чаще всего аннулируется бронь и на обратную поездку. Тем не менее, бывают случаи, когда вам будет отказано в посадке на самолёт не по вашей вине. Дело в том, что некоторые авиакомпании намеренно и заведомо выпускают билетов на рейс больше, чем существует посадочных мест. Это делается как раз для того, чтобы «вдруг» не оказалось свободных мест. Ведь некоторые пассажиры, заранее бронируя билет, могут в виду различных обстоятельств попросить авиакомпанию переписать их билет на другой день.

В таком случае авиакомпания теряет деньги, а если отказов будет много, рейс вообще может оказаться полупустым. Таким образом, выпуская большее количество билетов, авиакомпании страхуют себя от убытков. Однако если все пассажиры, купившие билеты, не изменят своих планов, то улетит тот, кто пришёл на регистрацию раньше. Остальным предоставляется либо компенсация полной стоимости билета, либо возможность улететь следующим рейсом.

Норма провоза багажа

Прежде чем собираться в дорогу, внимательно изучите авиабилет. В правом его углу вы увидите графу «Норма провоза багажа», в которой будет указано, сколько килограммов вам разрешено взять с собой.

Эта норма багажа провозится бесплатно. Если же общий вес превзойдет норму, то вы обязаны оплатить излишек в кассе авиакомпании в соответствии с багажными тарифами. При этом пассажир имеет право бесплатно провозить с собой и брать на борт самолёта в качестве ручной клади некоторые предметы сверх установленной нормы.

В частности, дипломат, видеокамеру, фотоаппарат, портативный компьютер, дамскую сумочку, питание для ребёнка и детскую до­рожную колыбельку, одну сумку с покупками Duty-free, складную инвалидную коляску или костыли.

Авиакомпания несёт ответственность, в том числе материальную, за тот багаж, который вы зарегистрируете и сдадите для перевозки в багажном отсеке самолёта. Если же вы сдаёте в багажный отсек что-либо очень ценное, то лучше заранее объявить ценность сдаваемого багажа. Вам придётся уплатить дополнительный сбор, но в случае утери или повреждения такого багажа компенсация будет значительно выше.

Некоторые предметы запрещено провозить в целях безопасности. Например, сжатые газы, едкие вещества, аккумуляторные батареи, аппараты, содержащие ртуть, пиротехнические средства, зажигалки, спички, отбеливатели и перекиси, намагниченные материалы.

В последнее время резко ужесточились правила перевоза жидкостей, в том числе спиртных напитков и парфюмерии. Правила эти надо уточнять непосредственно перед вылетом, в зависимости от страны, которую вы намерены посетить.
Вы обязаны предъявить весь багаж персоналу авиакомпании при регистрации на рейс вне зависимости от того, сдаёте вы его для перевозки или берёте с собой в кабину.

Правила перевозки ручной клади

6 ноября 2006 года в силу вступили новые правила перевозки ручной клади, которые подлежат выполнению пассажирами всех авиакомпаний Европейского Союза. Данная информация призвана предоставить Вам, пассажиру Аэрофлота, ясное представление о том, что следует и чего не следует делать, с точки зрения этих новых требований.

Согласно новым правилам, Вам разрешается перевозить в ручной клади ограниченное только небольшое количество (максимум 100 мл. в одной емкости) жидкостей, гелей и аэрозолей, при этом упаковка этих веществ должна соответствовать определенным требованиям. Выполнение данных правил будет обеспечиваться во всех аэропортах ЕС как при первоначальном вылете рейсов, так и при пересадке пассажиров с одного рейса на другой.

К используемому в новых правилах понятию «жидкости» относятся вода и иные напитки, однако оно также включает себя гели, пасты, лосьоны и содержимое аэрозолей. В данное понятие включены и такие средства гигиены, как зубная паста, крем для бритья, гель для волос, блеск для губ и кремы для лица.

Правила перевозки жидкостей в ручной клади:

Жидкости и гели могут перевозиться в емкостях, объем которых не превышающих 100 мл.

Эти емкости, в свою очередь, могут перевозиться только в прозрачных пластиковых пакетах.

Каждому пассажиру разрешается иметь при себе ОДИН прозрачный пластиковый пакет

Объем прозрачного пластикового пакета не должен превышать 1 литр

Должна быть обеспечена возможность повторного пломбирования прозрачного пластикового пакета.

Вы имеете право принести соответствующий данным требованиям прозрачный пластиковый пакет с собой.

При выполнении данных правил допускается два исключения:

Детское питание, необходимое во время полета.

Лекарства, необходимые во время полета.

Товары беспошлинной торговли, приобретенные в аэропорту или на борту воздушного судна.

Вам разрешается приобретать товары беспошлинной торговли на территории аэропортов ЕС после проверки билетов и/или паспортного контроля, а также на борту воздушных судов европейских авиакомпаний. Любые приобретенные жидкости и гели должны быть упакованы и опломбированы в магазине Duty Free либо на борту воздушного судна, если это необходимо. Пломба упаковки действительна в течение 24 часов. Упаковки должны оставаться опломбированными до прибытия в конечный пункт назначения.

Если вы прилетели, а ваш багаж нет

После того как вы сошли с самолёта и прошли паспортный контроль, самое время ловить на транспортёре свой багаж. Если его там нет, немедленно обращайтесь в своего рода «бюро находок» в аэропорту Lost and Found.

При оформлении багажа вы получили багажную бирку, в которой были записаны ваша фамилия и рейс, которым вы летели.

Вы показываете эту бирку в службе Lost and Found и заполняете ряд форм, в которых содержится описание внешнего вида вашего багажа. Вас также попросят оставить контактную информацию.

Багаж считается утерянным по истечении 21 дня поиска. Компенсация на международных рейсах составляет, как правило, 20 долларов за 1 килограмм багажа, если вы заблаговременно не объявили его ценность.

Если ваш багаж прибыл, но повреждён, вы можете составить письменное извещение и подать его не позднее 7 дней с момента получения багажа. Компенсация составит, как и в случае с утерей багажа, 20 долларов за килограмм. Если вы недовольны такой суммой, то можете предъявить авиакомпании претензию в письменном виде, где вы должны подробно описать содержимое вашего чемодана и изложить доводы в пользу увеличения суммы.

Если же был утерян или повреждён багаж, провозимый в салоне самолёта, авиакомпания выплатит вам компенсацию в 400 долларов вне зависимости от веса, но не больше. Ибо, по правилам, ответственность за сохранность такого багажа целиком возложена на пассажира.
Для улучшения процесса путешествия есть только одно средство - информация. Чем больше мы узнаем о путешествии заранее, тем лучше оно пройдёт. И пункт нашего назначения не станет второстепенным по отношению к испытаниям, которые нам придётся перенести, чтобы до него добраться.

Когда не пускают будущих мам

Отдельно следует остановиться на путешествиях беременных женщин.

Несмотря на мнение специалистов, что полет не способствует преждевременным родам, практически все авиакомпании стараются ограничить допуск на борт будущих мам. «Аэрофлот», к примеру, требует от женщин, роды которых ожидаются в течение ближайших четырех недель, представить письменное согласие врача на полет.

Для большинства зарубежных авиакомпаний необходимо предоставить медицинскую справку, начиная со срока бере­менности 36 недель, а ряд перевозчиков - British Airways, British European, Air New Zealand и некоторые другие - после этого срока вообще не допускают беременных к полету или же разрешают им летать только в сопровождении врача.

Часто задаваемые вопросы

Какие проверки мне придется пройти в аэропорту?
На пункте досмотра вся ручная кладь помещается на конвейерную ленту и просматривается на интроскопе. Сотрудники службы авиационной безопасности отслеживают, имеете ли Вы при себе жидкости. В том случае, если вы хотите перевозить жидкости в ручной клади, они должны быть упакованы в соответствии с вышеизложенными требованиями.

Вам необходимо представить для проверки все жидкости по отдельности. Жидкости и гели должны свободно вмещаться в пластиковый пакет, который должен быть опломбирован. Также при прохождении контроля Вы должны будете представить для проверки пальто, пиджак и электронные приборы - такие, как ноутбуки - по отдельности.

Любые жидкости и гели, содержащиеся в Вашей ручной клади и не упакованные надлежащим образом, могут быть конфискованы сотрудниками службы безопасности. Пластиковые пакеты, необходимые для упаковки жидкостей и гелей, можно будет получить на специальных пунктах еще до прохождения досмотра.

Где я могу получить прозрачный пластиковый пакет?
В настоящий момент прозрачные пластиковые пакеты, которые необходимы для выполнения процедур, предписанных новыми Правилами ЕС, нельзя приобрести в свободной продаже. Учитывая отсутствие прозрачных пластиковых пакетов в свободной продаже на данный момент, они выдаются бесплатно в аэропортах Нидерландов.

Могу ли я приобрести товары Duty Free после прохождения паспортного контроля?
Да, Вы можете приобретать товары беспошлинной торговли в аэропортах ЕС и на борту воздушных судов. Эти покупки должны быть упакованы и опломбированы в магазине Duty Free либо на борту воздушного судна в том случае, если это необходимо. Пломба упаковки действительна в течение 24 часов. Упаковки должны оставаться опломбированными до прибытия в конечный пункт назначения.

Товары, приобретенные аэропортах за пределами стран ЕС или на борту воздушных судов неевропейских пперевозчиков.
Жидкости и гели, приобретенные в аэропортах за пределами стран ЕС или на борту воздушных cудов неевропейских перевозчиков и не упакованные в соответствии с новыми правилами, будут изыматься на пункте досмотра при оформлении на стыковочный рейс.

В чем назначение прозрачных пластиковых пакетов?
Прозрачный пластиковый пакет позволяет быстрее осуществить досмотр каждого пассажира. Все жидкости и гели, не упакованные в прозрачные пластиковые пакеты, которые можно легко подвергнуть повторному пломбированию, будут изыматься при прохождении досмотра на предмет авиационной безопасности.

Применяются ли данные правила повсеместно?
Данные правила распространяются на всех пассажиров, вылетающих из расположенных на территории ЕС аэропортов или производящих там пересадку. Аналогичные правила, регламентирующие перевозку ручной клади, действуют на территории США и Канады. Другие правила могут действовать в правилах за пределами ЕС.

Как вернуться домой, если в путешествии утеряны документы?

Что делать, если во время отпуска остался без документов - украли или потерял?
Схему действий разъясняет заместитель директора Департамента информации и печати МИД РФ Игорь Лякин-Фролов:
- В случае утери паспорта за границей нужно обратиться в российское посольство или консульство. И написать заявление, в котором подробно объяснить, что произошло с паспортом.
- Когда личность будет установлена, выдадут специальное свидетельство, с которым можно спокойно вернуться в Россию.

Но установление личности может оказаться длительным процессом. Ускорить его поможет другой документ, например, права или обычный российский паспорт. Помогут свидетельства других отдыхающих, гида. А вот если, человек путешествовал один и лишился всех документов, то процедура установления личности будет более длительным. Посольство будет связываться с Москвой, и процесс получения свидетельства для возвращения может растянуться на несколько дней, пока не придет подтверждение, что турист тот, кем себя называет.
- Если ваш паспорт украден или потерян, надо обратиться и в местную полицию, тогда им не смогут воспользоваться злоумышленники.

И еще один простой, но действенный совет: сделайте ксерокопию первой страницы паспорта и храните ее отдельно от оригинала. Лучше оставить сам документ в сейфе отеля, а разгуливать с копией. Украдут, потеряешь - не страшно.